В моём советском детстве перед родителями не стоял вопрос, как научить ребенка делать уроки. Само собой разумеющимся было то, что школа учит, а родители кормят и контролируют оценки. Если ситуация выходила за рамки, родителей могли вызвать школу и попросить (ключевое слово — попросить) обратить внимание на успеваемость ребенка. И дальше кому-то помогал ремень (если что, я категорически против этого метода), а кто-то начинал стараться, потому что стыдно. Но в большинстве своем у нас, тогдашних детей, было больше внутренней мотивации, чем у нынешних. И мы старались без особого приложения усилий со стороны взрослых.
Мы не будем разбираться, почему сейчас всё изменилось и почему родителям теперь ставят задачу сидеть рядом и делать уроки с ребенком. Мы разберемся, как сделать так, чтобы ребенок делал уроки самостоятельно и легко. А мама и папа могли просто помочь разобраться в каких-то непонятных вещах, если это будет необходимо.
Ни одна из вышеназванных ситуаций не является вариантов нормы и все их нужно решать. Потому что дальнейшее пребывание в этом вредит здоровью, в первую очередь ребенка, вредит вашим с ним отношениям и отношениям в семье в целом.
Школа и домашние задания точно не стоят того, чтобы терять здоровье и портить отношения в семье. Ни одно образование, ни одно обучение даже в самой престижной школе или гимназии этого не стоит точно. Просто запомните это и примите, как данность.
Так же нужно понимать, что те дети, которые с 1 класса начинают самостоятельно делать уроки за 30 минут и складывают сами портфель, существуют. Да, да, они есть. Но их безумно мало. И, скорее всего, если вы читаете эту статью, ваш ребенок точно не такой. И это не значит, что вам достался «бракованный» ребенок и у него патология. Нет! Он абсолютно нормальный, здоровый и адекватный. И в первую очередь он ребенок, а только потом ученик.
То, что ребенку требуется помощь при выполнении домашних заданий – это нормально. Важно не делать уроки вместо него, не решать его проблемы. Нужно просто наладить все процессы и объяснить ему, как всё это применять и использовать.
Научите его делать уроки. Он должен их выполнять самостоятельно. Но при необходимости, конечно же, может обращаться к вам за помощью. Именно за помощью, а не за готовым решением. И выполнение домашних заданий должно быть максимально комфортно и эффективно конкретно для вашего ребенка. При этом следует учитывать, что даже в одной семье эти критерии могут абсолютно разниться и не совпадать. Потому что дети – это не наша копия, каждый ребенок – индивидуальность. И пытаться грести всех 2 или 3 детей в семье под один рабочий ритм и под один график абсолютно бессмысленно. Особенно, если они разного возраста.
Оглавление
Домашнее задание: сколько нужно времени
Даже по данным разных исследований и рекомендаций сложно составить точный временной интервал. Но в одно все исследования сходятся: время на выполнение домашних заданий зависит от возраста ребенка. А всё то время, что выходит за эти рамки – это уже не подготовка к школе и выполнение домашнего задания. Это издевательство над нервной системой ребенка и его психикой.
Итак, давайте сравним рекомендации российских и американских психологов и врачей.
В России даже есть санитарные нормы и правила, утверждённые соответствующими документами, и они содержат вот такие данные:
- 1 класс – задавать домашнее задание не нужно
- 2-3 классы – на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день
- 4 – 5 классы – 2 часа в день на домашние задания
- 6–8 классы – 2,5 часа в день
- 9–11 классы – не более 3,5 часов в день
А вот исследования, проведенные в США, показали, что сидение за домашними заданиями больше 2 часов даже в старших классах накапливает усталость и убивает желание учиться. Они рекомендуют придерживаться правила 10 минут. Первоклассник должен уложиться в 10 минут, второклассник — в 20 и так далее. К выпускному классу время на выполнение домашки составляет 2 часа.
Конечно, наша учебная программа очень отличается от программы обучения в США, но нужно найти ту временную золотую середину, которая сохранит здоровье наших детей.
Как научить делать уроки: мотивация ребенка
Нужно понимать, что домашнее задание делается не ради оценки. А ради того, чтобы получить новые знания и закрепить их. Это должны понимать и родители, и дети.
Поэтому в первую очередь нужно мотивировать ребенка на эти действия. Ребенок должен понимать, что он делает уроки не для мамы или папы и не для оценки. Он делает это для себя, для своего развития. Но, если ребенок при этом хочет получать хорошие оценки, если это его желание, то это будет дополнительным стимулом.
Никогда не используйте мотивацию типа «получишь хорошую оценку – куплю тебе плюшку». Так у ребенка точно сложится мнение, что учеба нужна не ему, а нужна вам. И эта мысль будет жить с ним на протяжении всех школьных лет. Она может развиться либо в сторону меркантилизма, учеба будет способом заработать денег. Либо ребенок будет бояться расстроить родителей, начнет жить с оглядкой на их одобрение. А это уже готовый комплекс, который во взрослой жизни ничего хорошего не принесет.
Мотивация к обучению должна быть внутренней. Ребенок должен понимать, для чего он учиться и что хочет получить в итоге. Поэтому задача родителей объяснить и направить, а задача ребенка принять эту информацию и применить.
Для повышения мотивации запланируйте что-нибудь приятное и интересное на то время, когда уроки будут сделаны (погулять, посмотреть вместе фильм или поиграть)
После того, как мы разобрались с мотивацией, нужно научить ребенка выстраивать процесс подготовки домашних заданий.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно
Изначально ребенок сам не может выстроить и разработать процесс подготовки уроков. И не потому что он ленивый, или несообразительный. Нет! У него просто нет такого навыка. Не каждый взрослый может организовать свое время и пространство, а что уж говорить про детей. Встроенная внутренняя самоорганизация есть у такого маленького количества детей, что мы с вами вряд ли попадем в число родителей-счастливчиков, которым они достались. Поэтому сейчас мы попытаемся разобраться, как научить ребенка делать уроки.
Обустройство рабочего места школьника
Идеальный вариант – это отдельный письменный стол, расположенный около окна и удобный стул, подходящий под рост вашего ребенка. Ноги должно стоять на полу, а не болтаться в воздухе. Так нагрузка на спину будет меньше.
Для того чтобы ребенок не искал нужные тетради и канцелярские товары, приучите его наводить порядок в столе и на книжных полках. Это экономит время и не рассеивает внимание.
Как делать уроки
Самое простое – это прописать вместе с ребенком четкую пошаговую инструкцию. И повесть этот чек-лист на видное место. Ребенок должен не просто видеть все эти последовательные действия, но еще и отмечать плюсиками/галочками то, что он сделал. И делать это необходимо до тех пор, пока у него не сформируется привычка и всё это не отработается до автоматизма.
Чтобы процесс выполнения домашних заданий был максимально эффективным, спросите у ребенка, когда ему удобнее делать уроки? От этого зависит половина успеха. Все дети разные. И дело не только в том, кто он сова или жаворонок. Есть еще тысяча нюансов. Дайте ему попробовать сделать уроки вечером, он сам поймет, что вечером сосредоточиться сложнее. А может быть, наоборот, он у вас вечером фонтанирует энергией и ему будет проще. Только путем проб и ошибок, вы сумеете выработать идеальный план и режим дня.
Выбор выполнения заданий от просто к сложному или от сложного к простому тоже предоставьте ребенку. Пусть решит для себя то, что ему будет выполнять комфортнее и быстрее. Но, как правило, лучший результат достигается, если начинать с самого сложного. В самом начале, когда ребенок только сел за домашние задания, концентрация внимания высока, а потом начинает снижаться.
Все гаджеты убираются со стола на всё время подготовки уроков, звонки переводятся в режим «не беспокоить».
Объясните ребенку, что он должен делать перерыв между разными предметами. Долгая концентрация на процессе обучения не принесет пользы, отдых необходим обязательно. Объясните ребенку, что перерыва он станет более эффективным и сможет сделать все гораздо быстрее. Школьники младших классов не сумеют более 15- 20 минут выполнять задание, начнут отвлекаться и это нормально. Перерыв должен быть максимально активным (попрыгать, потанцевать).
Как делать уроки: роль родителей
Ваше участие потребуется только на этапе выстраивания этого режима, и ребенок будет действовать самостоятельно. Обычно нескольких недель бывает достаточно. А дальше вы можете предложить ребенку научиться пользоваться будильником на телефоне, чтобы он не пропускал время, отведенное для выполнения домашнего задания.
Посмотрите короткое видео (2 минуты) о моем опыте контроля выполнения уроков
И, пожалуйста, не кричите на ребенка, когда он выполняет домашние задания. Это напрочь лишает его мотивации что-либо делать, повышает его нервозность, убивает его психику и портит здоровье. Вы не получите ни хороших оценок, ни хороших отношений.
Самое лучшее, что вы можете сделать — это поддержать ребенка и помочь ему, когда возникнет необходимость. И не скупитесь на похвалу, хвалите ребенка за выполненное задание, за аккуратно написанный текст, правильно решенную задачу.
Надеюсь, что вам стало немного понятнее, как научить ребенка делать уроки. И я желаю вам выстроить идеальную систему подготовки домашних заданий, которая будет нравиться вашему ребенку и сохранит ваши нервные клетки.
А здесь можно посмотреть полную версию прямого эфира про школу, учителей и уроки с примерами из жизни